Тверь
Пн-пт: 08:00—17:00; сб: 09:00—14:00
whatsapp telegram vk email

Диагностика неречевых нарушений у больных с органическим поражением головного мозга

 

Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка. Такая программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой – само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов (П. Я. Гальперин и др., 1978). Все это еще больше повышает актуальность ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.

При проведении нейропсихологической диагностики детей 3-4 лет используется схема нейропсихологического обследования, предложенная Ж.М.Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой [1].

Обследование начинается с предварительной беседы для определения общей характеристики обследуемого ребенка, его ориентировки и адекватности в ситуации обследования.

Исследование детей 3 – 3,5 лет показало, что им недоступно выполнение большинства нейропсихологических тестов из-за трудностей понимания инструкции (даже в упрощенном виде) и недостаточной сформированности произвольной регуляции собственной деятельности, несмотря на то, что дети охотно контактируют с психологом, концентрируют внимание на задании в течение 10 минут (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).

Поэтому нейропсихологическое обследование 3-летних детей включает следующие пробы:

  1. Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.
  2. Пробу на праксис позы пальцев (кинестетический фактор) и простой вариант пробы на динамический праксис (кинетический фактор).
  3. Рисунок простых геометрических фигур: круг и квадрат (копирование по образцу).
  4. Называние реальных изображений.
  5. Показ реальных изображений по слову-наименованию.
  6. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов.
  7. Запоминание серии из 5 слов.
  8. Счет до пяти с внешней опорой.
  9. Исключение понятий (Проба “Четвертый лишний” при внешнем оречевлении картинок одинаковым наименованием (цветок-цветок-цветок-гриб; рыба-рыба-рыба-утка)
  10. Проба на цветовой гнозис
  11. Проба на конструктивный праксис (сложи картинку, разрезанную на 2-3 части)

Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 3-ех лет, позволяют первоначально установить первичную минимальную сформированность таких показателей как кинестетический праксис, кинетический праксис, конструктивный праксис, зрительно-предметный гнозис, цветовой гнозис, зрительная и слухоречевая память, интеллектуальные функции.

У детей 3-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре, наблюдается несформированность следующих показателей:

  • кинестетический праксис – до 75%
  • кинетический праксис – до 50%
  • конструктивный праксис – до 50%
  • зрительно-предметный гнозис – до 25%
  • цветовой гнозис – до 25%
  • зрительная память – до 75%
  • слухоречевая память – до 25%

Исследование детей 4 – 4,5 лет показывает, что к этому периоду наблюдается существенный скачок в психологическом развитии детей, поэтому нейропсихологическое обследование 4-летних детей включает уже большее количество проб:

  1. Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?
  2. Установление латерализации функций.
  3. Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба).
  4. Проба на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении.
  5. Простой вариант пробы на динамический праксис (2 серии по 2 движения).
  6. Проба на праксис позы пальцев.
  7. Простые пробы на оральный праксис.
  8. Рисунок 3 простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование по образцу).
  9. Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений.
  10. Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).
  11. Понимание простых логико-грамматических конструкций.
  12. Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке).
  13. Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.
  14. Называние реальных изображений.
  15. Показ реальных изображений по слову-наименованию.
  16. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов.
  17. Запоминание серии из 7 слов.
  18. Запоминание серии из 2 движений и перенос программы на другую руку.
  19. Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок.
  20. Пересказ текста по вопросам.
  21. Простые пробы на исключение понятий (четвертый лишний).
  22. Понимание простых логико-грамматических отношений.

Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 4-ех лет, позволяют установить сформированность таких показателей, как кинестетический праксис, кинетический праксис, в том числе особенности динамической организации движений, связанные с межполушарным взаимодействие, конструктивный праксис, оральный праксис, зрительно-предметный гнозис, акустический гнозис, зрительная и слухоречевая память, работоспособность и внимание, речевые функции, интеллектуальные функции.

У детей 4-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре (в основном это дети с диагнозом РЦОН, ММД), наблюдается несформированность следующих показателей:

  • кинестетический праксис – до 65%
  • кинетический праксис – до 65%
  • конструктивный праксис – до 15%
  • пространственный гнозис – до 50%
  • зрительно-предметный гнозис – до 65%
  • акустический гнозис – до 65%
  • зрительная память – до 30%
  • слухоречевая память – до 30%
  • умственная работоспособность и внимание – до 50%
  • речевые функции – до 80%
  • мыслительные функции – до 80%

После проведения нейропсихологического обследования и выявления “западающих” факторов встает вопрос о комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации детей. При осуществлении данного направления деятельности используются телесно-ориентированные методы (или методы двигательной (психомоторной) коррекции) и когнитивные методы. Данные методы направлены на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1 группа методов), а также формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга (2 группа методов). Упражнения 2 группы подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных зон на каждого ребенка в отдельности. В общем, курс состоит из 10 – 12 занятий формирующей части. Для закрепления сформированного фактора родителям выдаются рекомендации для занятий с ребенком дома.

 

image

 

 

Вопрос 1/15

Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа

image

Вопрос 2/15

Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа

image

Вопрос 3/15

Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа

image

Вопрос 4/15

Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа

image

Вопрос 5/15

Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа

image

Вопрос 6/15

Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа

image

Вопрос 7/15

Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа

image

Вопрос 8/15

Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа

image

В

Если Вы ответили правильно менее, чем на 12 вопросов из 15, это значит, что у Вас могут быть проблемы с цветовосприятием. Рекомендуем посетить врача офтальмолога в ближайшее время.

Людям с дефицитом цветового зрения трудно идентифицировать и различать определенные цвета. Иногда это называют «дальтонизмом», хотя полная неспособность видеть какой-либо цвет (дальтонизм) встречается очень редко.

Дефицит цветового зрения обычно передается ребенку от родителей (по наследству) и присутствует с рождения, хотя иногда может развиться и в более позднем возрасте. Большинство людей способны адаптироваться к дефициту цветового зрения, и это редко является признаком чего-либо серьезного.

Дальтонизм, или цветовая слепота, – заболевание, приводящее к нарушению восприятия цветов. Объясняется подобная ситуация отсутствием одного из трех пигментов (красного, зеленого или синего), при комбинации которых проявляется существующее многообразие цветов и оттенков.

Причины цветовой слепоты

В большинстве случаев дальтонизм бывает врожденным. Его причиной служат генетические отклонения, влияющие на способность глаза воспринимать цвета и оттенки. Но нередко диагностируют и приобретенный дальтонизм. Его провоцируют травмы глаза или болезни, которые повреждают глазной нерв. Цветовая слепота может развиться и вследствие возрастных изменений.

Виды дальтонизма

Людей, правильно воспринимающих цвета и оттенки, называют трихроматами, а тех, кто не различает один из трех основных цветов, – дихроматами.

Дихроматию подразделяют на 3 вида:

  • Протанопия – человек неспособен различать желто-зеленые и пурпурно-голубые оттенки. Патология характерна для 8% мужчин и 0,5% женщин.
  • Дейтеранопия – невосприимчивость зеленого цвета и его оттенков. Обнаруживается у 1% людей.
  • Тританопия – пониженная чувствительность к сине-желтым и красно-фиолетовым оттенкам. Встречается очень редко.

Еще один редкий диагноз – монохромазия, при котором человек воспринимает только один из трех цветов. Еще реже наблюдается ахромазия – человек видит мир черно-белым.

Как диагностировать дальтонизм?

Определить цветовую слепоту поможет тест, при котором используется формат RGB (Red, Green, Blue), что переводится как «красный, зеленый, синий». Но следует знать, что онлайн-тестирование не всегда дает достоверный результат, так как на мониторе могут быть неправильные настройки на передачу цветов. Возможны и сбои в матрице, искажающие цветовосприятие, что понижает достоверность теста. Но в любом случае тестирование позволит понять, что в работе зрительного аппарата существуют отклонения, а, следовательно, необходимо посетить офтальмолога.

 

Ссылка на основную публикацию
Похожее