Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.
На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка. Такая программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой – само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов (П. Я. Гальперин и др., 1978). Все это еще больше повышает актуальность ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.
При проведении нейропсихологической диагностики детей 3-4 лет используется схема нейропсихологического обследования, предложенная Ж.М.Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой [1].
Обследование начинается с предварительной беседы для определения общей характеристики обследуемого ребенка, его ориентировки и адекватности в ситуации обследования.
Исследование детей 3 – 3,5 лет показало, что им недоступно выполнение большинства нейропсихологических тестов из-за трудностей понимания инструкции (даже в упрощенном виде) и недостаточной сформированности произвольной регуляции собственной деятельности, несмотря на то, что дети охотно контактируют с психологом, концентрируют внимание на задании в течение 10 минут (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).
Поэтому нейропсихологическое обследование 3-летних детей включает следующие пробы:
- Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.
- Пробу на праксис позы пальцев (кинестетический фактор) и простой вариант пробы на динамический праксис (кинетический фактор).
- Рисунок простых геометрических фигур: круг и квадрат (копирование по образцу).
- Называние реальных изображений.
- Показ реальных изображений по слову-наименованию.
- Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов.
- Запоминание серии из 5 слов.
- Счет до пяти с внешней опорой.
- Исключение понятий (Проба “Четвертый лишний” при внешнем оречевлении картинок одинаковым наименованием (цветок-цветок-цветок-гриб; рыба-рыба-рыба-утка)
- Проба на цветовой гнозис
- Проба на конструктивный праксис (сложи картинку, разрезанную на 2-3 части)
Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 3-ех лет, позволяют первоначально установить первичную минимальную сформированность таких показателей как кинестетический праксис, кинетический праксис, конструктивный праксис, зрительно-предметный гнозис, цветовой гнозис, зрительная и слухоречевая память, интеллектуальные функции.
У детей 3-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре, наблюдается несформированность следующих показателей:
- кинестетический праксис – до 75%
- кинетический праксис – до 50%
- конструктивный праксис – до 50%
- зрительно-предметный гнозис – до 25%
- цветовой гнозис – до 25%
- зрительная память – до 75%
- слухоречевая память – до 25%
Исследование детей 4 – 4,5 лет показывает, что к этому периоду наблюдается существенный скачок в психологическом развитии детей, поэтому нейропсихологическое обследование 4-летних детей включает уже большее количество проб:
- Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?
- Установление латерализации функций.
- Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба).
- Проба на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении.
- Простой вариант пробы на динамический праксис (2 серии по 2 движения).
- Проба на праксис позы пальцев.
- Простые пробы на оральный праксис.
- Рисунок 3 простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование по образцу).
- Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений.
- Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).
- Понимание простых логико-грамматических конструкций.
- Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке).
- Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.
- Называние реальных изображений.
- Показ реальных изображений по слову-наименованию.
- Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов.
- Запоминание серии из 7 слов.
- Запоминание серии из 2 движений и перенос программы на другую руку.
- Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок.
- Пересказ текста по вопросам.
- Простые пробы на исключение понятий (четвертый лишний).
- Понимание простых логико-грамматических отношений.
Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 4-ех лет, позволяют установить сформированность таких показателей, как кинестетический праксис, кинетический праксис, в том числе особенности динамической организации движений, связанные с межполушарным взаимодействие, конструктивный праксис, оральный праксис, зрительно-предметный гнозис, акустический гнозис, зрительная и слухоречевая память, работоспособность и внимание, речевые функции, интеллектуальные функции.
У детей 4-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре (в основном это дети с диагнозом РЦОН, ММД), наблюдается несформированность следующих показателей:
- кинестетический праксис – до 65%
- кинетический праксис – до 65%
- конструктивный праксис – до 15%
- пространственный гнозис – до 50%
- зрительно-предметный гнозис – до 65%
- акустический гнозис – до 65%
- зрительная память – до 30%
- слухоречевая память – до 30%
- умственная работоспособность и внимание – до 50%
- речевые функции – до 80%
- мыслительные функции – до 80%
После проведения нейропсихологического обследования и выявления “западающих” факторов встает вопрос о комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации детей. При осуществлении данного направления деятельности используются телесно-ориентированные методы (или методы двигательной (психомоторной) коррекции) и когнитивные методы. Данные методы направлены на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1 группа методов), а также формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга (2 группа методов). Упражнения 2 группы подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных зон на каждого ребенка в отдельности. В общем, курс состоит из 10 – 12 занятий формирующей части. Для закрепления сформированного фактора родителям выдаются рекомендации для занятий с ребенком дома.
Вопрос 1/15
Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа
Вопрос 2/15
Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа
Вопрос 3/15
Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа
Вопрос 4/15
Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа
Вопрос 5/15
Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа
Вопрос 6/15
Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа
Вопрос 7/15
Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа
Вопрос 8/15
Какие символы Вы видите на картинке? Выберите один вариант ответа
В
Если Вы ответили правильно менее, чем на 12 вопросов из 15, это значит, что у Вас могут быть проблемы с цветовосприятием. Рекомендуем посетить врача офтальмолога в ближайшее время.
Людям с дефицитом цветового зрения трудно идентифицировать и различать определенные цвета. Иногда это называют «дальтонизмом», хотя полная неспособность видеть какой-либо цвет (дальтонизм) встречается очень редко.
Дефицит цветового зрения обычно передается ребенку от родителей (по наследству) и присутствует с рождения, хотя иногда может развиться и в более позднем возрасте. Большинство людей способны адаптироваться к дефициту цветового зрения, и это редко является признаком чего-либо серьезного.
Дальтонизм, или цветовая слепота, – заболевание, приводящее к нарушению восприятия цветов. Объясняется подобная ситуация отсутствием одного из трех пигментов (красного, зеленого или синего), при комбинации которых проявляется существующее многообразие цветов и оттенков.
Причины цветовой слепоты
В большинстве случаев дальтонизм бывает врожденным. Его причиной служат генетические отклонения, влияющие на способность глаза воспринимать цвета и оттенки. Но нередко диагностируют и приобретенный дальтонизм. Его провоцируют травмы глаза или болезни, которые повреждают глазной нерв. Цветовая слепота может развиться и вследствие возрастных изменений.
Виды дальтонизма
Людей, правильно воспринимающих цвета и оттенки, называют трихроматами, а тех, кто не различает один из трех основных цветов, – дихроматами.
Дихроматию подразделяют на 3 вида:
- Протанопия – человек неспособен различать желто-зеленые и пурпурно-голубые оттенки. Патология характерна для 8% мужчин и 0,5% женщин.
- Дейтеранопия – невосприимчивость зеленого цвета и его оттенков. Обнаруживается у 1% людей.
- Тританопия – пониженная чувствительность к сине-желтым и красно-фиолетовым оттенкам. Встречается очень редко.
Еще один редкий диагноз – монохромазия, при котором человек воспринимает только один из трех цветов. Еще реже наблюдается ахромазия – человек видит мир черно-белым.
Как диагностировать дальтонизм?
Определить цветовую слепоту поможет тест, при котором используется формат RGB (Red, Green, Blue), что переводится как «красный, зеленый, синий». Но следует знать, что онлайн-тестирование не всегда дает достоверный результат, так как на мониторе могут быть неправильные настройки на передачу цветов. Возможны и сбои в матрице, искажающие цветовосприятие, что понижает достоверность теста. Но в любом случае тестирование позволит понять, что в работе зрительного аппарата существуют отклонения, а, следовательно, необходимо посетить офтальмолога.