Тверь
Пн-пт: 08:00—17:00; сб: 09:00—14:00
whatsapp telegram vk email

1. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы

Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков

реферат

После рождения органы зрения человека претерпевают изменения. Например, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3,0 г, к 20 годам эти цифры увеличиваются до 23 мм и 8,0 г. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорожденных в первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется только к 10-12 годам. Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движения глаза возможны сразу после рождения, однако координация этих движений наступает со второго месяца жизни ребенка. Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. На первом месяце жизни ребенок плачет без слез. Функция слезоотделения появляется на втором месяце жизни ребенка.

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется больше чем у взрослого человека.

Развитие зрительной сенсорной системы также идет от периферии к центру. Миелинизация зрительных нервных путей заканчивается к 3-4 месяцам жизни. Причем развитие сенсорных и моторных функций зрения идет синхронно. В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга, и соответственно механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, несовершенны и формируются в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка, по другим – несколько позже. Оптическая система глаза в процессе онтогенетического развития также изменяется. Ребенок в первые месяцы после рождения путает вверх и низ предмета. То обстоятельство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении, а в их естественном виде объясняется жизненным опытом и взаимодействием сенсорных систем.

Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация. Вследствие этого у детей встречаются некоторые нарушения аккомодации. Так, у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. В 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость – у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется и число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%. Важным фактором, способствующим появлению близорукости, является нарушение гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, и многое др.

В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных, видимо, есть, но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года. Однако и на этой возрастной ступени оно еще неполноценно. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Большое значение для формирования цветоощущения имеет тренировка. Интересно то, что быстрее всего ребенок начинает узнавать желтые и зеленые цвета, а позднее – синий. Узнавание формы предмета появляется раньше, чем узнавание цвета. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет. С возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопия. Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 17-22 годам своего оптимального уровня. С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7-8 лет значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек. Поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого.

В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. В 6 лет поле зрения у мальчиков больше, чем у девочек, в 7-8 лет наблюдается обратное соотношение. В последующие годы размеры поля зрения одинаковы, а с 13-14 лет его размеры у девочек больше. Указанные возрастные и половые особенности развития поля зрения должны учитываться при организации индивидуального обучения детей, т. к. поле зрения (пропускная способность зрительного анализатора и, следовательно, учебные возможности) определяет объем информации, воспринимаемой ребенком. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительной сенсорной системы также изменяется. До 12-13 лет существенных различий между мальчиками и девочками не наблюдается, а с 12-13 лет у девочек пропускная способность зрительного анализатора становится выше, и это различие сохраняется в последующие годы. Интересно, что уже к 10-11 годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека.

Делись добром 😉

Опубликовано 20.08.2015 – 23:30 –

Как устроен наш глаз? Как он работает? Возрастные особенности и гигиена органа зрения рассматриваются в данной работе.

Скачать:

Вложение Размер
image“Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет”В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 3-4 лет (общение, игровая деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера, самооценка)….

image

“Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет”

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст “Почемучек”)….

Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста. Возрастные особенности психического развития детей

Задачи воспитания и обученияПамятка для родителей….

«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Повестка дня 1. Выбор родительского комитета на учебный год. 2. Информация о МДОУ (воспитателя Воронцовой П.П.) 3. Результаты адаптации. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Навыки самообслу…

Кожа. Возрастные особенности кожи у детей дошкольного возраста. Гигиена, профилактика кожных заболеваний у дошкольников.

Строение и функции кожи. Производные кожи. Возрастные особенности кожи у дошкольников. Гигиена, профилактика кожных заболеваний у детей дошкольного возраста….

Протокол родительского собрания во второй младшей группе на тему:«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Протокол родительского собрания во второй младшей группе на тему:”Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению&quot…

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж…

  • Мне нравится

  Главная Коллекция “Revolution” Медицина Зрительная сенсорная система

Ознакомление с особенностями зрительного анализатора и строением глаза. Рассмотрение возрастных изменений световой чувствительности глаза. Изучение проблем нарушения зрения: близорукости, косоглазия, дальнозоркости. Анализ основных методов их лечения.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.11.2014
Размер файла 154,3В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Скачать презентацию Возрастная анатомия и физиология Лекция 4 Лекция

Возрастная анат. и физ.лек.4.ppt

  • Количество слайдов: 21

Возрастная анатомия и физиология Лекция 4

Лекция 4. Возрастные особенности сенсорных систем • • • Понятие об анализаторе. Структура и значение. Зрительный анализатор, строение его отделов. Возрастные особенности строения органа слуха. Работа слухового анализатора. Профилактика нарушений слуха у детей и подростков. Вопросы для самостоятельного изучения: Особенности строения вестибулярного аппарата. Мышечная чувствительность. Функциональные нарушения зрения, их профилактика. Анатомо-физиологическое строение обонятельного и вкусового анализаторов. Строение кожного анализатора, его рецепторные образования.

Анализаторы – сенсорные системы Анализатор – совокупность анатомических образований, совместная деятельность которых определяет возникновение ощущений. (И. П. Павлов) Анализатор состоит из трех отделов: • Периферического (рецепторного) – специализированных нервных окончаний, позволяющих трансформировать энергию различных видов раздражителей в нервные импульсы. Этот отдел определяет вид анализатора. • Проводникового чувствительных нервов, включающих центростремительные нейроны, проводящие пути от рецепторов до коры больших полушарий, где происходит не только передача нервных импульсов, но и их первичный анализ. • Центрального (коркового) – участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторов и обеспечивающие окончательный анализ (различение, разделение, обобщение, запоминание).

Роль анализаторов в жизни человека • Обеспечение активного состояния центральной нервной системы и организма в целом • Познание окружающего мира • Формирование навыков трудовой деятельности • Развитие интеллекта

Зрительный анализатор • Периферический отдел – сетчатка глазного яблока, вспомогательные структуры глаза. • Проводниковый отдел – зрительный нерв, хиазма (перекрест), зрительный тракт, четверохолмие, таламус. • Корковый отдел – зрительная зона затылочной доли коры больших полушарий.

Глазное яблоко • Оболочки глаза: – наружная: 1 – роговица; 3 – склера; – средняя: 4 – собственно сосудистая; 2 – ресничное тело; 10 – радужная оболочка; – внутренняя: 5 – сетчатка; 6 – желтое пятно; 8 – слепое пятно. • Ядро глаза: 7 – стекловидное тело; 11 – хрусталик; 12 – водянистая влага передней и задней камеры.

Функции основных структур глазного яблока Роговица – передняя часть наружной оболочки, лишенная кровеносных сосудов. Она богата рецепторами, за счет своей прозрачности обеспечивает преломление световых лучей на 65 -68%. Радужная оболочка состоит из клеток, пигментированных меланином, в центре ее находится отверстие – зрачок. Диаметр его регулируется кольцевыми (сужают зрачок) и радиальными (расширяют зрачок) мышцами, тем самым определяется количество света поступающего на сетчатку. Ресничное тело представлено ресничной мышцей и цинновой связкой, поддерживающими хрусталик и изменяющими его кривизну, а значит и его преломляющую способность. Стекловидное тело состоит из прозрачного полужидкого вещества, которое заполняет всю полость глазного яблока, определяя его форму и размеры.

Строение и функции сетчатки Состоит из четырех слоев клеток: – пигментного слоя – слоя фоторецепторов (палочек и колбочек) – слоя биполярных клеток – слоя ганглиозных клеток. Пигментный слой является границей между сетчаткой и сосудистой оболочкой; он образован клетками, содержащими меланин. Фоторецепторы воспринимают действие света, а возбуждение переводят в нервный импульс. Биполярные клетки объединяют и передают нервные импульсы от фоторецепторов. Ганглиозные клетки представляют собой крупные нейроны, аксоны которых образуют зрительный нерв.

Фоторецепторы • Палочки – • Колбочки – светочувствительные рецепторы, активизирующиеся при слабом освещении с помощью пигмента родопсина (зрительный пурпур), который в 1000 раз активнее пигмента колбочек иодопсина. Палочки занимают боковые стенки сетчатки, обеспечивают сумеречное зрение. Общее количество палочек – 120 -130 миллионов. рецепторы дневного цветного зрения. Они сосредоточены в основном в центральной ямке (желтом пятне) сетчатки. Выделяют три вида колбочек: красные, зеленые (желтые), синие (фиолетовые), возбуждающиеся под действием соответствующей части спектра солнечного света. Общее количество колбочек – 6 -7 миллионов.

Оптическая система глаза Светопреломляющий аппарат – роговица водянистая влага камер хрусталик стекловидное тело Светопреломление (рефракция) позволяет фокусировать в норме лучи света на желтом пятне сетчатки. При нарушении рефракции могут развиться близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Аккомодационный аппарат – ресничное тело – хрусталик – радужная оболочка Хрусталик с помощью ресничной мышцы постоянно меняет свою кривизну, приспосабливая глаз для ясного видения разноудаленных предметов, такую способность назвали аккомодацией.

Особенности аккомодации в онтогенезе Наименьшее расстояние от предмета до глаза, на котором этот предмет еще ясно виден, определяет положение ближайшей точки ясного видения, где аккомодация максимальна. С возрастом аккомодация меняется, при этом ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии от глаза: до 7 лет – 5 -6 см в 10 лет – около 7 см в 20 лет – 8, 3 см в 30 лет – 11 см в 40 лет – 17 см в 50 лет – 45 -50 см в 60 -70 лет – около 80 см

Вспомогательные органы глаза Слёзный аппарат Состоит из слёзной железы и слёзовыводящих путей, включающих протоки слёзной железы, слёзное озеро, слёзные канальцы, слёзный мешок и носослёзный проток. Основные функции аппарата – увлажнение глаза, обеззараживание попадающих с пылью бактерий. У новорожденных протоки тонкие, слёзные железы относительно большие, но они не функционируют первые 1, 5 -2 месяца.

Вспомогательные органы глаза Глазодвигательный аппарат образован 6 поперечно-полосатыми мышцами, их них: • 4 прямых (верхняя, нижняя, латеральная, медиальная) • 2 косых (верхняя и нижняя). При сокращении прямых мышц глаз поворачивается в соответствующую сторону, при сокращении верхней косой – вниз и наружу, а нижней косой – вверх и наружу. Скоординированная работа мышц правого и левого глаза формируется к 3 месяцам, благодаря совместной регуляции черепными нервами (глазодвигательным, блоковым, отводящим).

Строения органа слуха Орган слуха делится на три части: – наружное ухо (ушная раковина и наружный слуховой проход); – среднее ухо (барабанная перепонка, барабанная полость, 3 слуховые косточки, евстахиева труба); – внутреннее ухо (костный и перепончатый лабиринты). Наружное и среднее ухо обеспечивают звукопроведение. Внутреннее ухо является периферическим отделом как слухового анализатора, так и вестибулярного аппарата.

Возрастные особенности органа слуха • Ушные раковины у новорожденных прижаты к голове, к году могут отклоняться на несколько градусов. • Длина наружного слухового прохода у новорожденных 1, 5 см, к году около 2 см, у 5 -летних детей 2, 2 см, у взрослого человека – 2, 5 -2, 7 см. • Барабанная перепонка имеет диаметр 9 мм у новорожденных, угол её наклона 28 -35 , у взрослых диаметр 11 мм, однако угол наклона – 45. • Воздухоносные ячейки у новорожденных отсутствуют изза слабого развития сосцевидного отростка височной кости. Полная пневматизация завершается к 6 -7 годам. • Длина слуховой трубы у новорожденных 1, 7 -2 см, в год – 2 -2, 2 см, в 3 года – 3 см, в 5 лет – 3, 5 см, у взрослых – 3, 8 см. Просвет постепенно суживается с 2, 5 мм до 1, 2 мм.

Внутреннее ухо (лабиринт) Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости и разделено на костный лабиринт и повторяющий его формы перепончатый лабиринт. У костного и перепончатого лабиринта выделяют три отдела: улитку, выполняющую слуховую функцию, преддверие с овальным и круглым окном, а также полукружные каналы, составляющие вестибулярный аппарат. Полость перепончатого лабиринта заполнена эндолимфой, а между стенками костного и перепончатого – перилимфой. Циркуляция ушной лимфы обеспечивает проведение звуковой волны и активизирует орган равновесия.

Кортиев орган Звуковоспринимающий аппарат улитки кортиев орган расположен на основной мембране. Он состоит из 24000 волосковых клеток, образующих 3 -4 ряда, над которыми находится покровная мембрана. При прохождении звуковой волны движения покровной мембраны и эндолимфы возбуждают волосковые клетки, а созданный нервный импульс передается дендритам клеток спирального ганглия (I нейрон) – начало проводникового отдела слухового анализатора.

Проводниковый отдел слухового анализатора • I нейрон – клетки спирального ганглия (7), аксоны которых образуют улитковую часть VIII пары черепных нервов (6); • II нейрон – клетки переднего (5) и заднего (4) улитковых ядер продолговатого мозга. Аксоны клеток переднего ядра направляются на противоположную сторону, образуя трапециевидное тело (9). Часть аксонов заднего ядра образуют покрышечноспинномозговой путь(2). • III нейрон – клетки медиального коленчатого тела (11) и нижнего бугра четверохолмия среднего мозга (1).

Корковый отдел слухового анализатора – – Располагается в коре верхней височной извилины (извилина Гешля). Здесь осуществляется высший анализ и синтез нервных импульсов: различение высоты, силы, тембра и длительности звука; дифференцировка качественно различных звуков (например, голоса животных); обобщение и запоминание звуков; закладка центров речи. ?

Профилактика функциональных нарушений слуха у детей и подростков • • • Гигиена слуха – система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию. Поддержание оптимального уровня шума в помещении. Шум до 40 д. Б не вызывает отрицательных изменений, при 50 -60 д. Б повышается порог чувствительности и снижается работоспособность, свыше 70 д. Б – понижается чувствительность нервных клеток, возможно развитие неврита слухового нерва. Профилактика простудных заболеваний у детей и подростков. Включает общее закаливание организма, поддержание микроклимата помещений, своевременное и полное лечение. Выполнение гигиенических норм по уходу за наружным ухом. Предупреждение травм наружного и среднего уха. Профилактика инородных тел у детей раннего возраста.

Спасибо за внимание!

Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде аж до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать!

Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», порталу MedAboutMe расскажет специалист Светлана Каширина (сертификат Южно-Калифорнийского Университета по сенсорной интеграции).

Ссылка на основную публикацию
Похожее